Лисицын, Протоиерей Михаил
ЛИСИЦЫН, Михаил Александрович (р. 13 декабря 1872, г. Духовщина Смоленской губернии; ум. 3 июня 1918, Петроград[?]) - протоиерей, русский духовный писатель, музыкальный критик, церковный композитор. Окончил Духовную Семинарию в Смоленске, был регентом семинарского хора. В 1888-1889 гг. занимался теорией музыки с помощником инспектора С. Я. Воробьёвым, выпускником Бесплатной музыкальной школы под рук. М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова. Поступил в Киевскую Духовную Академию (1893), где также руководил хором. В 1897 г. защитил канд. дис. по богословию под рук. проф. А. А. Дмитриевского.
С кон. 90-х гг. XIX в. Лисицын жил в Петербурге, где познакомился с С. В. Панченко, советы которого оказали влияние на становление Лисицына как композитора.
Лисицын - автор свыше 130 статей по церковной музыке в периодических изданиях («Музыка и пение», «Русская музыкальная газета», «Музыкальный труженик» и др.). В публикациях он затрагивает широкий круг вопросов: история духовной музыки, анализ и оценка новых сочинений, программ духовных концертов, положение певцов и регентов, состояние духовно-му ыкальной цензуры. Лисицын одним из первых дал оценку духовному творчеству М. И. Глинки, прот. Петра Турчанинова, Г. Ф. Львовского, П. И. Чайковского, Римского-Корсакова, А. С. Аренского, Панченко, Н. И. Компанейского, А. Д. Кастальского, А. Т. Гречанинова, П. Г. Чеснокова. В своей программной работе «О новом направлении в русской церковной музыке» (1909) выявил эстетику Нового направления.
В духовно-музыкальном творчестве - сочинениях и переложениях древних распевов - Лисицын стремился к реализации своих теоретических идей, но его произведения не всегда обладали внутренней стилистической цельностью: в них сочетались черты первых образцов русского многоголосия, итальянского концертного стиля рубежа XVIII и XIX вв., а также особенности языка немецкой позднеромантической гармонии. Среди наиболее интересных музыкальных сочинений Лисицына: Херувимская демественная, Пение при архиерейском служении, «Хвалите имя Господне» (№ 14), «Христос воскресе» абиссинского напева (№ 16), Задостойник Пасхи (№ 11), «Покаяния отверзи ми двери» (№ 13).
Внешняя ссылка
https://www.pravenc.ru/text/2110556.htmlhttps://cyberleninka.ru/article/n/prot-m-a-lisitsyn-ideolog-novogo-napravleniya-duhovnoy-muzyki