Получите от нас подарок -
список всех заглавий по композитору!
Компанейский, Николай
КОМПАНЕЙСКИЙ, Николай Иванович (р. 1848, Приютино, близ Таганрога; ум. 17 [30] марта 1910, Петербург) — учился в Николаевском кавалерийском училище; был вольнослушателем физико-математического факультетa в Санкт-Петербургском университете; брал уроки игры на виолончели и теории музыки, занимался вокалом с выдающимся оперным певцом О. А. Петровым. Был знаком с композиторами А. С. Даргомыжским, М. П. Мусоргским, А. Н. Серовым и др., под влиянием которых написал две оперы на национальные темы: «Тарас Бульба» и «Майская Ночь» (которые он впоследствии сжег); также не сохранились его другие светские произведения—симфония, романсы. С началом развития Нового направления в духовной музыке в 1890-х годах, стал сочинять обработки церковных распевов и выступать в роли музыкального критика и публициста (в журналах «Русская музыкальная газета», «Музыка и пение» и др.) на темы, связанные с церковным пением. Вместе с прот. М. Лисицыным, С. В. Панченко, Н. Н. Черепниным, Компанейский составил петербургский контингент Нового направления.
Компанейский был поборником выдержанного церковного стиля, идеалом которога была древнерусская музыка. Основой его переложений была не столько гармонизация церковных напевов, при которой голосовые партии, кроме главной, обыкновенно маловыразительны, сколько контрапунктическое комбинирование характерных мелодических элементов — попевок, входящих в состав того или другого церковного распева. Его песнопения отличаются выразительностью и соответствием музыки и текста, но, по признанию самого композитора, им недостает порой технической законченности. Среди технических приемов в его обработках часто встречается преднамеренное использование элементов (голосоведения, кадансов) заимствованных из русской народной песни. На основе народной подголосочной полифонии Компанейский пытался воссоздать в своих произведениях русскую, чисто вокально-хоровую „симфонию“, применительную к церковному пению. Компанейский успешно отстаивал бесцензурный выпуск в свет духовных композиций, выступал против притязаний наблюдательного совета при московском Синодальном хоре; после первоначальных затруднений с получением разрешения на издание его произведений, большинство из них (свыше 50) было издано фирмой П. Юргенсона. Из его духовно-музыкальных сочинений самые крупные: Догматики Богородичны (1900-1903) знаменного распева и Литургия св. Иоанна Златоуста болгарского распева (1906).